Определение типоразмеров редуктора

Основными узлами редуктора являются  : зубчатые передачи, валы, корпуса, крышки и подшипники. Зубчатые передачи могут состоять из одной, двух, трех пар шестерен и колес. Соответственно этому редуктор называются одно-, двух- и трехступенчатым.

Схема и обозначения редукторов

       

В настоящие время меньший элемент пары принято называть шестерней, а больший – колесом .

В большинстве случаев из-за малого перепада между диаметрами шестерни и вала они изготовляются заодно и называются вал-шестерней.

При больших перепадах (не менее 12 модулей) применяются составные вал-шестерни, у которых шестерня насажена на вал по горячей посадке. Такое конструктивное решение упрощает форму поковки вала и значительно повышает прочность зубьев шестерни.

Вал-шестерни первой ступени двух – и трехступенчатых редукторов иногда исполняются с двумя шестернями и с симметричными концами валов .

Так как быстрее всего изнашиваются шестерня, то при необходимости производиться ее переустановка и в работу вводиться новая шестерня.

Вал-шестерня второй и третьей ступеней двух – и трехступенчатых редукторов имеют посадочную поверхность под зубчатое колесо.

Зубчатые колеса могут быть кованными и литыми. Так как при отковке устраняются литейные пороки стали и механические свойства ее значительно повышаются, кованые колеса в сравнении с литыми являются более предпочтительными, особенно при малых их размерах. По мере увеличения размеров колес, вследствие ухудшения технологии их изготовления, механические свойства материала поковки соответственно понижаются. Поэтому кованные колеса предпочитают изготавливать при межосевом расстоянии передачи не более 250 мм. Отличительной особенностью конструкции этих колес является наличие посредине колеса диска вместо спиц. Для крепления заготовки на станке в диске предусмотрены отверстия. За счет этих же отверстий облегчается и вес колес.

При межосевом расстоянии более 250 мм применяются литые колеса с крестообразными или двутавровыми спицами. Крестообразные спицы устанавливают в колесах меньших размеров до 600 мм. При размере колес более 600 мм колеса изготавливаются с двутавровыми спицами.

На разрезе колеса с двутавровыми спицами видны два окна с поперечными полками спиц. Верхнее, у обода, окно делают с целью избежания значительного напряжения от усадки, могущего в некоторых случаях привести к разрушению наиболее слабой средней части обода спицы после отливки колеса. Нижнее – для уменьшения веса колеса. Корпуса и крышки редукторов литые, чугунные, обтекаемой формы с внутренними ребрами жесткости.

В нижней части корпуса имеются две бонки под цилиндрические отверстия для слива отработавшего масла. В случае, если редуктор должен смазываться от какой-либо масляной станции под давлением, в бонках, расположенных несколько выше, для подключения маслопровода предусматриваются отверстия под коническую резьбу.